af8cb938     

Афанасьев Александр Николаевич - Поэтические Воззрения Славян На Природу (Том 1, Главы 1-4)



Афанасьев А.Н.
Поэтические воззрения славян на природу
Опыт сравнительного изучения
славянских преданий и верований
в связи с мифическими сказаниями
других родственных народов.
Том 1:
I. Происхождение мифов и средства его изучения
II. Свет и тьма
III. Небо и земля
IV. Стихия света в ее поэтических представлениях
Историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826 - 1871 гг.)
весьма широко известен как издатель "Народных русских сказок". Он был глубоким
исследователем славянских преданий, верований и обычаев. Итогом его
многолетнего исследовательского опыта явились "Поэтические воззрения славян на
природу" - фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу
языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских
народов. Его труд до сих пор не превзойден в мировой науке о фольклоре. Ему
значительно уступают известные у нас "Золотая ветвь" Дж. Фрэзера и
"Первобытная культура" Э. Тэйлора.
Книга Афанасьева выявляет живые связи языка и преданий, более того,
воскрешает основы русского мышления, что особенно важно сейчас, когда язык и
мышление русского человека изуродованы газетными штампами, блатным жаргоном и
сленгом всякого рода, замусорены иностранными словами.
К ней обращались разные поэты и писатели: А К. Толстой и Блок,
Мельников-Печерский и Горький, Бунин и Есенин. Особенно последний.
Настоящее издание последовательно воспроизводит все три тома "Поэтических
воззрений", вышедших еще при жизни автора в 1865 - 1869 гг. Они переведены на
новую орфографию с некоторым сохранением особенностей старого правописания,
чтобы дать почувствовать вкус и аромат словесных оборотов ушедшей эпохи.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
I. Происхождение мифов и средства его изучения
Богатый и, можно сказать, единственный источник разнообразных мифических
представлений есть живое слово человеческое, с его метафорическими и
созвучными выражениями. Чтобы показать, как необходимо и естественно создаются
мифы (басни), надо обратиться к истории языка. Изучение языков в разные эпохи
их развития, по уцелевшим литературным памятникам, привело филологов к тому
справедливому заключению, что материальное совершенство языка, более или менее
возделанного, находится в обратном отношении к его историческим судьбам: чем
древнее изучаемая эпоха языка, тем богаче его материал и формы и
благоустроеннее его организм; чем более станешь удаляться в эпохи позднейшие,
тем заметнее становятся те потери и увечья, которые претерпевает речь
человеческая в своем строении. Поэтому в жизни языка, относительно его
организма, наука различает два различные периода: период его образования,
постепенного сложения (развития форм) и период упадка и расчленения
(превращений). Первый период бывает продолжителен; он задолго предшествует так
называемой исторической жизни народа, и единственным памятником от этой
глубочайшей старины остается слово, запечатлевающее в своих первозданных
выражениях весь внутренний мир человека. Во второй период, следующий
непосредственно за первым, прежняя стройность языка нарушается, обнаруживается
постепенное падение его форм и замена их другими, звуки мешаются,
перекрещиваются; этому времени по преимуществу соответствует забвение
коренного значения слов. Оба периода оказывают весьма значительное влияние на
создание баснословных представлений.
Всякий язык начинается с образования корней или тех основных звуков, в
которых первобытный человек обозначал свои впечат



Назад