Астраханцев Александр - Мы Живем В Мире Модерна
Александр Астраханцев
МЫ ЖИВЕМ В МИРЕ МОДЕРНА
Несколько лет назад в нашем подъезде поселился молодой человек с женой и
малышом. С виду - обыкновенный парень без особых примет; единственное, что
я заметил: когда я поначалу пытался здороваться с ним, как это заведено у
нас в подъезде - он мне не отвечал и даже отворачивался. Странный молодой
человек. Странный и скрытный.
Долго никто не мог догадаться, чем он занимается: вечно куда-то спешит,
рано уезжает, возвращается поздно, и даже когда он дома - машина его всегда
стоит у подъезда, - пока я, искусствовед со своим довольно развитым шестым
чувством, помогающим мне открывать таланты в безвестных молодых людях, не
установил, что наш новый жилец - художник, причем художник с недюжинным
талантом, буйной фантазией, всегда в поиске, всем своим творчеством
доказывающий приверженность модернизму, а если точнее - его самому
интересному, самому удивительному по разнообразию формотворчества жанру -
поп-арту.
Думаю, излишне объяснять вам, что поп-арт берет для своих композиций самые
обыкновенные, давно использованные предметы: связки старых консервных
банок, сломанные кофейники, велосипедную раму со свалки, - и вычленяет их в
пространстве, перенеся в тишину выставочного зала, заставляя зрителя
остановиться в изумлении, задуматься о вечных основах бытия и вспомнить,
наконец, что все гениальное - до неприличия просто. И все вы, разумеется,
знаете имена патриархов поп-арта Раушенберга, Энди Уорхола; да вы и сам
назовете вереницу имен их изобретательных соратников, материалом для
которых служит все, что только можно найти на всех свалках мира. Мало того,
им стало не хватать выставочных залов - они вышли на природу, заставляя
зрителя благоговейно затихнуть после повседневной суеты перед такими
произведениями искусства, как простая канава, вырытая посреди зеленого
луга, или окаменевшая куча конского дерьма.
Впрочем, что я вам говорю! - ведь вы, мои более молодые и мобильные
сограждане, объехали уже весь свет и, конечно же, сподобились увидеть все
эти чудеса искусства сами - вы так любознательны относительно всех
проявлений культуры и так рветесь за границу пополнить свой и без того
богатый интеллектуальный уровень, а я по недостатку средств все еще только
мечтаю об этом и едва ли сподоблюсь все это увидеть - ведь в родном
Отечестве нашем этот жанр как-то не был до сих пор в чести. Может быть,
оттого, что согражданам моим и так слишком часто приходится зрить всякого
рода мусорные свалки и помойки, чтобы смотреть на них еще и на выставках и
в музеях? А, может, эти самые свалки и помойки и есть особенной, не понятой
еще никем тягой моих соплеменников к прекрасному? Кто знает? Не одна ли это
из мировых загадок необъяснимой русской души?
И как же приятно был я удивлен, когда обнаружил, что талантливый художник,
яростный приверженец поп-арта, живет бок о бок со мною! >
Любопытно заглянуть в его святая святых, в его, так сказать, творческую
лабораторию. Встав рано утром, пока все еще нежатся в постелях, он выходит
из своей квартиры с полным полиэтиленовым пакетом и высыпает на лестничную
площадку между этажами груду пустых бутылок, консервных банок и пузатых
пластиковых емкостей из-под -кока-колы-; иногда, словно кокетливый
живописный мазок, мелькнет среди этой груды сломанная детская игрушка,
ношенная женская туфля, осколок разбитой фарфоровой чашки... Акт творчества
его молниеносен: высыпал, слегка подправил ногой слишком вырывающийся из
композиции предмет - и